Эти магистрали должны умереть

April 6, 2019

\С одной стороны федеральной трассы 980 в Окленде — недавно построенные небоскрёбы Аптауна, оживлённого района с огромным количеством стартапов. С другой — Западный Окленд, где не достать свежих продуктов, а треть жителей находятся за чертой бедности.

Похожее изображение

Жители Западного Окленда, казалось бы, должны получать пользу от удобств Аптауна, поскольку технически они в пределах пешей доступности. Но пересечение 170-метровой дороги с двумя дублёрами чрезвычайно трудно. Это один из самых ярких примеров магистралей, буквально разделяющих районы.

В последнем отчёте «Магистрали без будущего», который публикуется каждые полгода Конгрессом за Новый Урбанизм (КНУ), выделяются 10 самых непродуманных городских магистралей. Это как раз те дороги, которые урбанисты ненавидят: они разделяют районы, повышают уровень шума и загрязнения воздуха, снижают стоимость недвижимости и требуют средства, которые было бы полезнее потратить на что-то ещё. В попытке ускорить их демонтаж, каждые несколько лет КНУ собирает экспертов-транспортников и градостроителей, чтобы выделить худшие магистрали и создать список самых готовых к сносу, основываясь на возможных альтернативах, дорожной обстановке, поддержке решения местными жителями и политиками и других факторах.

Снос Эмбаркадеро в Сан-Франциско в 1991 году можно ставить на обложку этого движения: раньше это была эстакада, а теперь — удобный для пешеходов бульвар с магазинами и доступом к набережной. Из последнего: в Сиэтле нацелены на такие же преобразования за счёт замены эстакады Alaskan Way на бульвар и набережную.

Противники шоссе I-980 надеются, что и его скоро постигнет та же участь. Короткий отрезок, построенный в 1985 году, не в первый раз попадает в список КНУ — он уже был в 2017. 18 полос избыточны для имеющегося трафика — они загружены на 53%, а планы по сносу этого участка и его замене на бульвар существуют уже несколько лет. Но недавно обсуждение этого вопроса получило новую жизнь благодаря мэру Окленда Либби Шааф. Новый дизайн улицы, разработанный НКО ConnectOAKLAND, сузит дорогу на 75%, добавит 15 перекрёстков и освободит землю, где можно будет разместить доступное жильё.

Рендер предлагаемых изменений на месте шоссе 980. Источник: ConnectOAKLAND для Конгресса за Новый Урбанизм

Как показывает список, зачастую проекты магистралей нацелены на сообщества мигрантов. I-345 в Далласе прошла сквозь района Дип Эллум, по большей части афроамериканского, что привело к закрытию многих компаний. I-275 в Тампе отрезает Ибор-сити, исторический район, центр кубинско-американского сообщества. Строительство I-81 в Сиракузах потребовало сноса домов в историческом афроамериканском 15-м районе. Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо назвал эту магистраль «классической градостроительной ошибкой».

Магистраль Клэйборн на эстакаде в Новом Орлеане — особенно яркий пример, как строительство магистрали может преобразить район. В 60-е она разрушила зелёную 30-метровую разделительную полосу между двумя направлениями бульвара Клэйборн, где росли дубы. Это была главная улица в основном афроамериканского района Треме. На этом зелёном пространстве могли играть соседи, там проходили заигрыши в Масленичный вторник. Когда появились планы строительства магистрали, у местного сообщества не было достаточно политической силы, чтобы сопротивляться. Снос магистрали и восстановление бульвара могло бы вернуть сообществу это пространство. Свободное место, прилегающее к магистрали, тоже можно перестроить — освободится около 20 га пространства для коммерческой застройки или доступного жилья.

Концепция реконструкции бульвара I-980; Dover, Kohl & Partners

Мечта освободить дорогостоящую недвижимость также влияет на Портленд и Луисвилл: в обоих городах магистрали (I-5 и I-64 соответственно) проходят по набережным. В борющемся с магистралями Буффало ещё остаются два привета из 60-х: магистраль Кенсингтон, заменившая широкий бульвар с вязами, проложенный по проекту Ольмстеда, асфальтовым морем а также магистраль Скаджакуада, проходящая через парк Делавэр, из-за которой люди, выходящие на пробежку или пикник, идут вдоль дороги. Проект по замене этой магистрали в медленный бульвар встретил серьёзный отпор со стороны властей, и в прошлом году от него отказались.

Это известная риторика: политические и практические соображения зачастую разрушают мечты о демонтаже. Как говорится, легко построить — тяжело снести. На деле они даже разрастаются ещё больше: в прошлом августе власти Денвера потратили 1,2 миллиарда долларов на расширение I-70, что потребовало сноса 56 частных домов и 17 офисов, включая один из немногих продуктовых магазинов в районе и часть расположенной рядом начальной школы. Но в декабре Департамент транспорта Колорадо подал иск и согласился профинансировать независимое исследование влияния расширения магистрали на здоровье. Эти действия соответствуют политическим изменениям в штате. Недавно избранный губернатор Джаред Полис выступал в поддержку снижения выбросов и развития общественного транспорта, а в прошлом ноябре отклонил два предложения о выбрасывании миллионов на расширение и строительство магистралей.

Похожее изображение

Огромные потоки трафика на шоссе I-35 в Остине делают невозможным такой снос магистрали, который бы не привёл к серьёзным пробкам, но, как сказано в отчёте, есть и другие варианты. Некоторые активисты предлагают проложить тоннель, а на земле оставить удобный для всех бульвар с магазинами и выделенками. Быстрорастущий Остин уже сейчас столкнулся с джентрификацией, но закапывание магистрали могло бы освободить 12 га земли, которые бы удовлетворили спрос на доступное жильё.

Как сказано в отчёте, «города, которые принимают проекты демонтажа магистралей, должны разработать стратегии, чтобы бороться с расселением. Иначе снос приведёт к новому витку неравенства в и так настрадавшихся сообществах». Пример того, как делать правильно: проект Inner Loop East в Рочестере. За счёт высвободившейся земли город организовал смешанную застройку, в том числе с жильём по ценам ниде рынка. Ещё один совместный проект — выделение 20 квартир бывшим бездомным по программе обеспечения жильём.

Многие жители или их потомки, на которых повлияло строительство магистралей, смогут увидеть их снос, пока ещё будут живы. Для них демонтаж — возможность исправить историческую несправедливость, если они смогут поучаствовать в последующем ренессансе пространств, говорится в отчёте.


Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите проект за снос магистралей в городах:


Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей
Дорожная революция
Текущий проект

Невозможно устроить комфортную городскую среду, когда у тебя под окном 10-полосное шоссе. Общеизвестно, что строительство широких дорог, особенно бессветофорных и ведущих в центр, приводит к увеличению количества пробок. Нам необходимо начать в обществе дискуссию про демонтаж хайвеев. Мы придём к этому решению! Сеул пришёл, в США приходят, в Европе сносят хайвеи, и у нас тоже это будет. Но кто-то должен эту дискуссию стартовать. И это будем мы.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему