8 городов, которые избавляются от автомобилей

26 марта 2019 г.

В центре Каира сложно не пройти по улице, забитой машинами. Но он меняется, и вот уже в предложенном проекте перепланировки центральной улицы их не найти. Вместо этого там будет египетская версия Амстердама с двусторонней велодорожкой, широкими тротуарами и площадью с пальмами вместо парковки.


И такие изменения происходят по всему миру. Некоторые города идут ещё дальше, трансформируя огромные пространства, которые ранее отводились под автомобили, и ограничивая движение старых машин, загрязняющих воздух больше всего. В большинстве городов основная причина изменений — загрязнение воздуха, от которого погибают больше, чем от курения. Также это помогает городам решать проблемы изменения климата и нехватки места для всех желающих пересесть в личный автомобиль (особенно учитывая рост населения). Вот несколько городов, которые преображаются быстрее других.

Осло

Картинки по запросу oslo car free

В центре Осло бывшие парковочные места теперь превратились в велодорожки, лавочки и небольшие парки. К началу этого года в Осло закончили убирать 700 парковочных мест, чтобы люди не ездили в центр, в то же время увеличив количество мест для зарядки электромобилей, а также для парковки инвалидов. Помимо этого, развивается общественный транспорт и велоинфраструктура. Цель — сократить количество вредных выбросов и лучше использовать ограниченное городское пространство. Ханне Маркуссен, вице-мэр Осло по городскому развитию, заявила в письме порталу Fastcompany: «Такие города, как Осло, десятилетиями строились для машин, и пришло время изменить это. Думаю, важно задуматься, в каком городе мы хотим жить. Уверена, когда люди представляют город своей мечты, в нём нет места грязному воздуха, машинам, стоящим в пробках, и запаркованным улицам».

Буэнос-Айрес

Картинки по запросу buenos aires Metrobus

По центру бывшего 20-полосного бульвара теперь ходят автобусы. Когда их ввели несколько лет назад, время в пути значительно сократилось. Автобусы больше не ездят по переполненным переулочкам, и после их ухода около 100 кварталов стали или полностью пешеходными, или зонами с приоритетом пешеходов, где скорость машин ограничена 15 км/ч. С тех пор власти города расширяют пешеходные зоны, организовывая их не только в центре, и заботятся о безопасности людей на всех улицах. На загруженных перекрёстках краска и растения в кадках помогают в обеспечении безопасности, это такой же тактический урбанизм, как и во многих других городах — он позволяет попробовать изменения. «Это дёшево и быстроразвёртываемо, и люди могут оценить, действительно ли такое решение улучшит улицы», — заявляет Люк Надаль, технический директор по городскому развитию Института транспортного развития и политики, который помогал городу на ранней стадии. «Обычно временное затем становится постоянным. Бизнес видит, как растёт число пешеходов и доходы, и временные решения затем претворяются в жизнь на постоянной основе».

Лондон

Картинки по запросу road in the city

С ростом города в ближайшие пару десятков лет, в «Квадратную Милю» будут ездить на работу на 100 тысяч человек больше. Количество жильцов района тоже увеличится, примерно на 3 тысячи. Если все они поедут на машине, город встанет. Чтобы справиться с ростом и уже имеющейся проблемой загрязнения воздуха, власти Лондона предложили новый план, согласно которому половина улиц станет или полностью свободной от машин, или с приоритетом пешеходов (машины и велосипеды должны будут уступать дорогу пешеходам). На большинстве основных улиц город планирует построить обособленные велодорожки. Где машины останутся, их скорость будет ограничена до 30 км/ч. И это только последние предложенные изменения. В 2003 году город ввёл платный въезд в центр. В 2010 — веломагистрали на загруженных маршрутах. С 1999 года количество машин снизилось примерно на четверть. Этой весной будет представлен окончательный вариант новой транспортной стратегии.

Сеул

Похожее изображение

После превращения бывшей эстакады в Сеуле в парк наподобие Хайлайна в 2017, его посетили 10 миллионов человек, а продажи в районе повысились на 42%. Теперь город планирует сделать новые пешеходные зоны. Некоторые полосы на широких улицах станут велодорожками или выделенками для общественного транспорта. Город запускает электробусы (по плану — 3000 к 2025 году) и оптимизирует маршрутную сеть, чтобы больше людей пользовались автобусами, а не автомобилями. Для машин введена система рейтинга, и в центр запрещено въезжать тем, кто загрязняет воздух больше других, а к 2020 году въехать в центр смогут только электромобили.

Мадрид

Картинки по запросу madrid car free

Если вы не живёте в центре Мадрида, скорее всего, вам уже нельзя туда приехать на машине. С ноября 2018 года начались тотальные ограничения на въезд в центр в попытке улучшить качество воздуха и решить проблему пробок. Более стары и грязным машинам запрещён въезд в центр, в отличие от электромобилей. Но есть исключения: жители района и инвалиды могут приезжать на старых машинах, нет запрета для автомобилей спецслужб. Относительно новые газовые или дизельные такси также могут въезжать в центр. Но когда закон был принят, трафик снизился на 32%. Зона с низким уровнем выбросов — «лёгкое города в самом его центре», как говорится на официальном сайте города. Вдохновлённое успехом столицы, правительство Испании в конце 2018 года предложило запретить автомобилям с ненулевым уровнем выбросов въезд в центры крупных городов по всей стране.

Пекин

Картинки по запросу Beijing ban cars

Ради борьбы с пробками и загрязнением воздуха Пекин закрыл 23 улицы для всех, кроме их жителей. Там, где ездить всё ещё можно, есть ограничения по номерным знакам в зависимости от их последней цифры и дня недели. Также город, хоть и немного, но поощряет финансово тех, кто не ездит лишний раз. А большинство тех, кто хочет автомобиль, не могут его купить — потому что сперва нужно выиграть номера в лотерее.

Другие китайские города также вводят ограничения, где и когда можно ездить. В новом районе Сюнъань личные автомобили не предусмотрены вовсе: там будут разрешены только беспилотные экологически чистые автомобили. Сейчас те, кто едет в центр нового города, оставляют свои машины на перехватывающей парковке и едут дальше на автобусе. Компании там тестируют новые беспилотные автомобили. «Если Китай сможет организовать производство беспилотных экологически чистых автомобилей, представляю, как повсеместно будут вводиться ограничения на устаревшие машины — уже в ближайшем будущем», — считает Нельсон Пен, директор китайского филиала фирмы по городскому планированию Calthorpe Associates.

Париж

Картинки по запросу paris ban cars

В 2017 году магистраль на набережной Сены превратилась в пешеходную дорожку и парк. Город постоянно работает над снижением выбросов, сокращая количество машин на улицах. По рабочим дням старым машинам запрещён въезд в центр. К 2024 году будут запрещены дизельные автомобили, а к 2030 — газовые. Перекрёстки перепроектируются, чтобы у людей было преимущество над автомобилями, растёт число велодорожек, расширяется сеть общественного транспорта. «Я был там несколько недель назад, и то, что они делают, впечатляет», — говорит Тимоти Папандреу, основатель консалтинговой компании Emerging Transport Advisors. «Если посмотреть на толпы людей, идущих пешком или едущих на велосипеде или самокате вдоль рек, становится понятно: город бы не выдержал, если бы все пересели на личный автомобиль».

Ченнаи

До недавних пор, чтобы что-то купить на улице Тьягарайя в индийском Ченнаи, нужно было продираться через вереницу машин и рикш. Но теперь улица превращается в пешеходную зону, работы завершатся через несколько месяцев. Прежде чем начать, город два раза тестировал ограничение трафика, давая людям возможность попробовать торгово-пешеходную улицу в деле. Это привычно в других частях света, но в новинку для Ченнаи. Также город недавно запустил систему велопроката. Как и другие города Индии, Ченнаи страдает из-за загрязнения воздуха, отчасти — из-за транспорта. В 2017 году индийское правительство заявило, что к 2030 году все новые автомобили должны работать на электричестве. Хотя спустя какое-то время они поумерили аппетиты, недавно было выделено 1,4 миллиарда долларов, чтобы помочь продажам электромобилей и гибридов.


Источник. Перевод Михаила Чижова. Поддержите редакцию:

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему