Как проектировать улицы, чтобы не гибли люди

13 января 2020 г.

Нас часто спрашивают про Vision Zero: а что делать-то? как «им» это удалось? что нам поможет? Собрали для вас все меры и решения в одном посте.

0. Политическая воля

Прежде чем перечислять все необходимые меры по перепроектированию улиц, стоит упомянуть то, без чего вообще никакие изменения в городе невозможны. Это политическая воля. Если власти не хотят видеть изменения в городе, они станут невозможными. В таком случае нужно широкое и массивное общественное давление.


Допустим, политическое решение свести смертность на улицах города к нулю принято. Что дальше? Как исправить наши улицы? И что вообще означает «исправить улицу»?

В данном случае исправить улицы — это применить к ним те самые принципы Vision Zero, которые уже позволили многим городам достичь почти нулевой смертности. Это даже не фигура речи: в прошлом году в Осло, сопоставимом по населению с Тольятти, погиб один человек. Эти принципы можно сформулировать так:

  1. Жизнь бесценна.
  2. Все люди ошибаются.
  3. У всех должна быть возможность справиться с давлением.
  4. Прежде всего — предотвращение.

Главная особенность безопасных улиц — они спроектированы так, что быстро ездить по ним некомфортно, они поощряют ходьбу пешком, езду на велосипеде и/или общественном транспорте, и они доступны для всех вне зависимости от физических способностей или возраста. Эти особенности выражаются в нескольких элементах, которые стоит учитывать при проектировании улиц. Разумеется, не каждой улице они подходят все сразу — но отказываться от них можно только при одном условии: это не навредит безопасности пешеходов и велосипедистов. Например, при выборе между парковочным местом и каким-либо способом повысить безопасность выбор всегда будет в пользу последнего.

1. Скорость и успокоение трафика

Успокоение трафика — это как раз те меры, которые не позволяют автомобилям слишком сильно разгоняться или проходить повороты на высокой скорости. Соблюдать ограничение скорости в 50 км/ч будет гораздо проще на таких улицах, чем на взлётно-посадочных полосах, которые у нас сейчас (таким образом, большее ограничение скорости и отмена нештрафуемого порога не станут очередным «побором»). Среди мер успокоения трафика можно назвать снижение радиуса поворотов, приподнятые пешеходные переходы, искривление проезжей части шиканами или иными способами, островки безопасности.

Картинки по запросу chicane street traffic

Успешный пример: Небраска-авеню в Тампе, Флорида. После уменьшения количества полос и улучшения условий для пешеходов и велосипедистов количество аварий с их участием снизилось в 3 раза.

2. Узкие полосы

Чем ýже полоса, тем ниже комфортная скорость езды по ней. Освободившееся после сужения полос пространство можно использовать в том числе для организации обособленных велодорожек из пункта выше. Более низкая скорость, опять же, способствует снижению количества смертей и тяжёлых травм в авариях.

Успешный пример: возле одной из школ Финикса, штат Аризона, сузили полосы и провели «дорожную диету». Водители перестали превышать скорость, в течение 6 месяцев после внедрения изменений произошла всего одна авария. Волонтёрские наблюдения показали, что и ученики, и водители стали внимательнее.

3. Островки безопасности

Островки безопасности — это обособленные элементы дорожной инфраструктуры, которые размещаются посередине проезжей части и позволяют переходить улицу «в 2 захода», если это требуется, и в целом стимулирует водителя быть внимательнее. Они могут также служить дополнительным местом для установки освещения перехода, что повышает его видимость в тёмное время суток.

Картинки по запросу safety island

Ещё в 2003 году исследования, проведённые в Нью-Джерси, показали, что островки безопасности снижают вероятность аварий с пешеходами на 28%.

4. Хороший общественный транспорт

Сделайте общественный транспорт безопасным, доступным и удобным. Как только вы выполните эти три условия, люди с удовольствием начнут им пользоваться. Приоритет общественного транспорта позволяет значительно увеличить провозную способность улицы и сделать её эффективнее. Выделенные полосы решают проблему несоблюдения расписаний и стояния автобуса в тех же автомобильных пробках, что привлечёт в общественный транспорт больше пассажиров — причём уровень комфорта только повысится (автобусы будут ходить чаще и быстрее, их загрузка будет равномернее). На улицах будет меньше автомобилей — меньше потенциальной угрозы безопасности.

Успешный пример: в австралийском Мельбурне провели исследование, которое показало, что запуск выделенок для автобусов снизил количество аварий, травм и смертей.

5. Широкие тротуары

Широкие тротуары стимулируют людей чаще и больше ходить пешком. Если расширение происходит за счёт проезжей части, это дополнительно снижает скорость автомобилей (см. пункт «Узкие полосы») и улица становится безопаснее. Кроме этого, на ней появляется больше места для точек притяжения — это тоже значительный плюс.

Картинки по запросу wide sidewalk shops

Успешный пример: Согласно выводам исследования Центра городской экономики КБ Стрелка, программа «Моя улица» повлияла на скорость на дорогах (снижение максимальной и рост средней скорости) и успокоила трафик. Как следствие, число ДТП на благоустроенных территориях снизилось на 56%.

6. Обособленные велодорожки

На улицах с защищёнными и обособленными велодорожками на дорогах гибнет на 44% меньше людей, чем в среднем городе. Если вы прикладываете все усилия, чтобы сделать город безопаснее для велосипедистов, то в конечном итоге город станет безопаснее для всех. Велоинфраструктура замедляет автомобили, и даже когда происходит столкновение между ними, риск погибнуть снижается, потому что скорость ниже.

Успешный пример: В Портленде, где доля велосипедистов возросла с 1,2 до 7% в период с 1990 по 2015 год, смертность на дорогах упала на 75%.

7. Перенастройка светофоров

Светофоры должны быть настроены на создание «зелёной волны» тем, кто движется на безопасной скорости. Это может быть 30 км/ч в жилых кварталах и 50 км/ч на более крупных улицах. Такое решение будет дополнительно поощрять езду на безопасной скорости. Кроме этого, нужно помнить и о комфорте пешеходов: долгое ожидание способствует тому, что люди начинают чаще перебегать на красный, а слишком короткий пешеходный зелёный не позволяет перейти улицу в один заход более слабым участникам дорожного движения.

11 способов унизить пешеходов

Исследования Страхового института дорожной безопасности (Арлингтон) показали: перенастройка светофоров может снизить на 37% количество аварий с пешеходами и велосипедистами.

8. Удобства

Ходить по городу должно быть приятно и комфортно. Поэтому лавочки, навигационные стелы, озеленение, удобные автобусные остановки — важный элемент для успокоения городской среды. Удобные тротуары и городские площади помогают создать среду, в которой автомобиль перестает играть ведущую роль.


Успешный пример: Кливленд-Хейтс, Огайо. Для пешеходов и велосипедистов была выстроена инфраструктура (велодорожки, тротуары, лавочки, комфортные автобусные остановки), вследствие чего по улицам стало безопаснее ходить, при этом пропускная способность для машин не уменьшилась.

9. Анализ и прогноз

Собирайте и анализируйте статистические данные, чтобы выявлять и решать проблемы. Современные средства сбора данных позволяют оперативно обнаруживать источник проблем. Так что у чиновников не должно быть никаких сомнений в том, какие именно улицы и перекрестки представляют собой главную угрозу для жизни граждан и нуждаются в скорейшей реконструкции.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему