Как вводить Vision Zero в пригородах

12 декабря 2019 г.

В отличие от своих «старших братьев», пригородам не так легко сделать улицы безопаснее. Но округ Монтгомери, штат Мэриленд, доказал обратное: заботиться о комфорте велосипедистов и пешеходов можно даже в автомобилецентричной местности.

Местные чиновники без тени сомнений воплощают проекты, в которых можно увидеть влияние первой волны Vision Zero конца 1990-х.

Планировщики округа уже оборудовали на государственных дорогах первые велосипедные полосы и светофоры. Также они разрабатывают мастер-план, в котором пропишут, где именно в городах к северу от Вашингтона нужны перекрестки и тротуары.

«Перед нами стоит множество задач, которые еще предстоит решить», — говорит Дэвид Анспакер, супервайзер Окружного департамента транспорта. «У нас есть от 5 до 15 больших дорог, которыми все пользуются. На них и приходится основная часть трафика. Как сделать эти шестиполосные пригородные трассы безопасными?»

В отличие от городов, где существует устоявшаяся уличная планировка, улицы медленнее и в целом больше простора для передвижения пешком, в пригородах исторически сформировалась культура, где приоритет отдается машинам. Местные водители привыкли садиться за руль даже для очень коротких поездок, и планировка улиц им в этом потакает.

Но чем больше пригороды урбанизируются, тем чаще жители ищут альтернативы личному транспорту. За это следует сказать спасибо более плотным улицам, по которым можно дойти пешком до магазинов и ресторанов.

Картинки по запросу basic bike lane intersection

«Больше всего меня удивило, как хорошо наше сообщество встретило перемены», — говорит Анспакер. — «Мы находимся под юрисдикцией пригородов: здесь скорость передвижения играет важную роль. Мы слышим возражения против Vision Zero, но поддержка куда выше, чем ожидалось».

Если другие пригороды воспользуются пятью принципами, которым следовал округ Монтгомери, они сделают значительный шаг вперёд в борьбе со смертностью пешеходов и велосипедистов. Вот они:

Изменения в скоростном режиме и дорожном дизайне

Снижение скорости на многополосных дорогах — это первый и зачастую самый дешевый способ реализовать Vision Zero в пригородах.

Быстрая езда повышает риски ДТП, а сама скорость становится решающим фактором того, выживет ли кто-то в аварии. Власти округа снизили скорость на ряде магистралей на 5-10 миль в час (8–16 км/ч). Но оказалось, что этого недостаточно. Было необходимо сузить дороги, добавить искривления проезжей части и установить столбики и разделительные полосы.

После сужения дорог обочины стали гораздо шире, и они отводятся велосипедистам и пешеходам.

«Долгое время мы хотели таким образом расширить буферные зоны между тротуарами и дорогой, чтобы пешеходы тратили меньше времени при переходах», — говорит Анспакер. «В зависимости от вида дороги, можно проложить велодорожку. Сделать их на улицах с двумя и четырьмя полосами реально, но проблема в плотном трафике».

Инфраструктура для велосипедистов и пешеходов

Мастер-план для вело- и пешеходной инфраструктуры показывает людям, как пешеходные переходы и велодорожки делают их районы живее.

Мастер-план для велосипедистов был написан год назад. Теперь в округе Монтгомери разрабатывают мастер-план для пешеходов, из которого станет ясно, где больше всего нужны новые тротуары и переходы.

«В пригородах мы действительно наблюдаем проблемы с условиями для передвижения пешком», — сказал Анспакер. «Мы полностью игнорировали этот вопрос. И если лет 50-60 назад это еще было нормально, то теперь общество стало разнообразнее. Некоторые могут ездить на авто, однако ещё у нас живет огромное число людей, которые пользуются общественным транспортом. Горожане должны как-то добираться до автобусных остановок и станций метро, и ходьба — самый подходящий для этого способ».

В плане вело-передвижения акценты больше расставлены на инфраструктуре. Планировщики нашли самые неудобные для велосипедистов улицы и проложили вдоль них велодорожки. В случае с пешеходным планом предстоит искать улицы, где всё особенно плохо с тротуарами и переходами — эта проблема актуальна для большинства пригородных районов.

Анспакер выяснил, что комфорт пешеходов зависит от того, как давно проектировались улицы и как близко они располагаются к плотным торговым площадкам.

«В самых старых районах округа тротуаров вовсе не существует. Но и в новых возможности перейти с одной стороны улицы на другую бывают ограничены, поэтому пешеходы тратят гораздо больше времени», — продолжает он. «Тем не менее, там, где проходит реконструкция, мы видим появление удобной сети тротуаров».

Землеустройство и плотность

Редизайн улиц — это не только перекладывание асфальта. Один из способов поощрения уплотнения рядом с удобным общественным транспортом — приведение в порядок правил землеустройства. Это сразу повлияет на дорожную безопасность — горожане получат возможность оставить машины в гараже.

За последние 10–15 лет округ Монтгомери работал над новыми мастер-планами станций красной линии метро, чьи восточные и западные конечные находятся на южной границе округа (дальше они идут в Вашингтон). С тех пор в плане появилась сеть линий скоростных автобусов, которая дублирует линию метро и тянется от станции к станции. Так у пассажиров появилось несколько новых способов перемещаться по округу или добраться до Вашингтона.

«В мастер-планах есть новый взгляд на станции: это плотные места с небольшими улицами, улучшенными велодорожками и тротуарами. Наш пригород приобретает все больше городских черт, особенно рядом с существующими или будущими остановками общественного транспорта», — сказал Анспакер.

Сложно развивать общественный транспорт при отсутствии системы скоростных и пригородных поездов. Но даже небольшие усовершенствования могут дать плоды.

Анспакер считает, что если вы действительно хотите превосходную систему общественного транспорта, следует сфокусироваться на том, чтобы люди могли добираться до него пешком или на велосипедах. «Мы намерены создать здесь такую инфраструктуру в течение трех-четырех лет».


Изменение культуру

Поиск соратников в правительстве для реализации Vision Zero, особенно если они отдают предпочтение машинам, может стать непростой задачей.

«Каждому человеку будет очень трудно измениться, если он в течение 10, 20 и 30 лет привык выполнять работу определенным образом. Властям придётся сильно вписаться в эту историю, чтобы что-то изменилось», — рассуждает Анспакер.

Совет округа Монтгомери и его руководитель объявили о старте Vision Zero в 2017 году. Это был сигнал сотрудникам: в своей работе им следует учитывать приоритеты программы. Местные СМИ тоже подробно разъясняют, в чем ее суть, даже если общество относится к переменам скептически.

«Развитие безопасности не должно негативно сказываться на мобильности горожан. Но если такое и произойдет, то в незначительных масштабах», — добавил он. «Жизнь важнее мобильности. Незначительно замедляя трафик, мы спасаем людей от травм и смерти».

Мемориал в память о гибели велосипедиста в Уитоне, графство Монтгомери, штат Мэриленд. Фото Bill O’Leary/The Washington Post


Сотрудничество

Чтобы распространить идеи о дорожной безопасности, необходимо выстроить отношения с правозащитниками, школами и другими влиятельными организациями и группами.

Безопасные дороги в округе Монтгомери — это результат большой совместной работы местных лидеров и Администрации автомагистралей штата Мэриленд, которая заведует одними из самых крупных и скоростных дорог во всей стране.

«Большинство травм и смертей происходят именно здесь. Округ может сосредоточиться на контроле этих магистралей, но без сотрудничества со штатом это бессмысленно», — продолжил Анспакер.

Транспортные общественники — самая эффективная из заинтересованных сторон. Они могут пролоббировать представителей власти, которые продвигают проекты. Подключение к работе волонтеров, которые будут ходить по домам и остановкам, чтобы опрашивать жителей — все это уже делали бостонские правозащитники, которые боролись за новые автобусные маршруты.

Для руководителей пригородов невнимательное отношение к государственным школам, которые перевозят тысячи детей дважды в день, было бы упущением.

«Работа с детьми в контексте транспорта очень важна», — говорит он. «Так завелось, что на их безопасность не обращали внимания, но сегодня образовательная система сама активно принимает участие в продвижении принципов Vision Zero».


Источник. Перевод Василия Лужбина.


Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему