Тульский трамвай — Феникс, что ещё может восстать из пепла

May 18, 2021

Трамвай — не самый комфортный вид транспорта в Туле. В салонах тульских трамваев стоит жуткий гул, вагоны кидает вверх-вниз и из стороны в сторону как на сельской дороге, а скорость их передвижения не сильно отличается от скорости велосипедиста.

Можно предположить, что все дело в гремящих Татрах Т6 и не самых свежих КТМах, и стоит только заменить их на новые модели — как радостные туляки тут же с ветерком и комфортом начнут рассекать по городу. К сожалению, дело не совсем в трамваях. Да, в Туле они в плохом состоянии, но их разрушает не время. В той же Праге до сих пор отлично себя чувствуют даже старшие братья большей части нашей “флотилии" — Татры Т3.

Трамваи уничтожает изношенная инфраструктура. Тульские «Городские Проекты» подробно исследовали ее объективное состояние и выяснили, где ремонт нужен срочно (много где), а где может и подождать, но тоже понадобится.

Исследование

За основу мы взяли исследование «Городских Проектов» из Москвы. Что замеряли:

  • количество стыков с учетом их размера (до 8мм, 8 - 18мм, от 18мм и больше);
  • волновой износ рельса;
  • количество стыков рельс, проседающих при проезде трамвая;
  • количество отсутствующих болтов, скрепляющих рельсы друг с другом;
  • искривление в горизонтальной плоскости.

Вся сеть была поделена на участки по 1 км. За каждый обнаруженный дефект начислялись баллы. Чем больше баллов получал участок, тем объективно хуже состояние его путей. На основе собранных данных мы сформировали карту, отметив красным участки, которые требуют срочного ремонта и представляют опасность для подвижного состава и пассажиров. Жёлтым и оранжевым отмечены участки, на которых есть много проблем, но в течение года-двух пути ещё продержатся. Зелёным - участки или недавно отремонтированные, или в удовлетворительном состоянии.

Также для наглядности на карту были нанесены примерные даты последнего ремонта путей.

Интересные факты:

  • Путям в Мясново уже 40+ лет, что в принципе и видно по их состоянию.
  • Самые свежие пути, которым только один год - от Советской до Первомайской.
  • 194 - максимальное количество отсутствующих болтов, соединяющих рельсы, мы насчитали на участке от 11-го проезда Мясново до ул. Маршала Жукова.
  • Этот же участок получил максимальный балл по совокупности измерений. Вообще весь Мясновский мы покрасили красным, но участок от Плеханова до стадиона Металлург лишь немного уступает Мясново.

По результатам исследования, следующие участки требуют срочного ремонта путей:

  • Весь Криволученский участок от Плеханова и до стадиона Металлург. Этот участок особенно важен, потому что по его части проходят все маршруты трамваев, а на пересечении Металлургов и Ложевой находится единственное в Туле трамвайное депо;
  • Весь Мясновский участок. Рельсы на нём лежат уже минимум 40 лет нетронутыми;
  • Участок от автовокзала и до конца Зеленстроя. По нему проходят одни из самых популярных маршрутов трамвая — 12, 13 и 14;
  • Конец участка от ДК Комбайностроителей до КБП. По этому маршруту ездит большое количество работников КБП и ещё нескольких заводов, а недалеко от маршрута производится застройка новыми ЖК.

А теперь советуем убрать от экрана особо впечатлительных читателей, потому что впереди — кошмары водителей трамваев наяву. Только взгляните на пути, по которым каждый день стучит колёсами наш трамвайчик:

Помимо очевидных проблем инфраструктуры с рельсами и шпалами, и почти полным отсутствием поперечных стяжек на путях с открытой рельсо-шпальной решёткой, есть ещё и менее очевидные:

  • неработающие автоматические стрелки, вынуждающие водителя каждый раз выходить на дорогу и переключать стрелки ломиком;
  • истончённые контактные провода, что часто приводит к обрывам, особенно при выпадении мокрого снега или ледяного дождя;
  • отсутствие или обрыв стыковых шунтовых соединений, что не лучшим образом сказывается на работе электрооборудования вагонов.

Все это очень плохо влияет как на техническое состояние самих трамваев, так и на его привлекательность для горожан. Если трамвай не имеет ничего общего с комфортом, да ещё и стоит в пробках вместе с автомобилями - пропадает всякий смысл им пользоваться. Подтверждение этому мы видим каждый день в часы пик - автомобилей с каждым годом всё больше, а вместе с ними и пробок. Люди с личными автомобилями рассматривают общественный транспорт только как неизбежное зло, если их машина, например, в ремонте.

Что делать?

Приоритетными мы считаем две задачи:

  1. Срочный запрос субсидий на ремонт путей на участках с самым плохим состоянием, как было сделано в Курске (там трамвай был на грани вымирания), или передача трамвая в концессию (как это будет сделано в Таганроге)
  2. Проведение транспортной реформы.

После устранения критических проблем можно ремонтировать остальные ветки по федеральным программам, и только после этого закупать и пускать по новым путям новые вагоны. Если этого не сделать, новые трамваи развалятся очень быстро.

На спасение трамвая в городе равноценно влияет не только ремонт путей, но и транспортная реформа. Чтобы люди начали пересаживаться с автомобиля в трамвай, тот должен иметь преимущества. В первую очередь это стабильное и предсказуемое время в пути.

Необходимо отказываться от входа в переднюю дверь. Даже если у вас в городе суперсовременные трамваи и идеально ровные рельсы - пока все пассажиры садятся в вагоны через переднюю дверь, ни о какой эффективности и скорости не может быть и речи. Не говоря уже о том, что это просто неудобно.

Трамвай - магистральный вид транспорта, которому для полного раскрытия своего потенциала нужно обособление. Пока трамвай стоит в пробке с машинами, отдачи от инвестиций в него нет и быть не может. Надо делать трамвайные пути выделенными, благо в нашем городе для этого есть все возможности.

После выполнения этих условий можно рассчитывать на заметное увеличение пассажиропотока, что позволит и дальше развивать инфраструктуру и, возможно, даже даст толчок к прокладке новых маршрутов.

Выводы

Трамвай в Туле очень сильно приуныл. Но опросы показывают, что тулякам нравятся трамваи, и они не готовы с ними расстаться даже при таком состоянии подвижного состава и инфраструктуры. Самое время администрации города и губернатору лично перейти от слов и обещаний к делу и выделить средства на ремонт. Каждый год на автодороги тратят миллиарды рублей, а трамваи и рельсы, похоже, считаются вечными и не требующими обслуживания.

Остается надеяться, что хотя бы в год выборов в Госдуму фокус финансирования сместится в сторону большинства - людей, пользующихся общественным транспортом.

Скоро мы расскажем подробнее про проблемы подвижного состава и про то, каким мог бы стать тульский трамвай. Подписывайтесь на наши соц. сети и вступайте в группу ВКонтакте чтобы не пропустить новые статьи!

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей
Мы в регионах
Текущий проект

Мы планировали турне по всей России с презентацией книги «100 советов мэру», но нашим планам помешала эпидемия. Пока турне на паузе, мы открыли сайт russia.city4people.ru. На нём можно зарегистрироваться сторонником в своём городе. Во многих городах уже открыты отделения, они поднимают вопросы удобных и безопасных городов и привлекают внимание к местным проблемам.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему