Мы годами убеждали московские власти убрать турникеты в общественном транспорте, и здравый смысл, наконец, победил. И вот спустя несколько лет мэрия Ярославля решила пойти самым неудачным путем и наступить на уже забытые грабли.
В общественном транспорте города не хватает кондукторов (немногие готовы заниматься этим тяжёлым малооплачиваемым трудом). Поэтому в конце марта власти Ярославля просто переложили их работу на водителей автобусов, трамваев и троллейбусов (потом, впрочем, автобусы из этого списка убрали). Новая система работала примерно так: водитель подъезжал к полной людей остановке и открывал переднюю дверь, в неё заходили новые пассажиры, а те, кому надо было выйти, ждали, пока все войдут. Лишь когда остановка пустела, водитель закрывал переднюю дверь и открывал остальные, чтобы из транспорта наконец вышли пассажиры, «благодарные» за эту паузу в суете городской жизни.
Очередь пассажиров
Казалось бы, что могло пойти не так? И ведь перевозчики клялись, что система работает, и отменять ее никто не собирается, а в итоге через два дня все-таки решили отменить ее, чтобы доработать.
Выяснилось, что в таком случае оплата занимает очень много времени, даже если в очереди всего несколько человек. В итоге злятся люди, которым приходится стоять в этой очереди, злятся пассажиры автобуса, которых не выпускают, злится водитель, серьезно отстающий от расписания из-за необходимости принимать деньги за проезд на каждой остановке. Некоторые недовольные ожиданием пассажиры торопятся выйти через переднюю дверь, начинается давка, а за ней — скандалы. Кроме того, из-за очередей на вход в транспорт на остановках скапливались очереди из разных маршрутов.
Очередь из трамваев на остановке
В Москве система была не такой жестокой — всё-таки двери для высадки открывали сразу. Однако наш эксперимент с 17-м трамваем, когда из него убрали турникеты (роль которых в Ярославле два дня исполняли несчастные водители), показал невероятные результаты. Если с турникетами трамвай тратил на остановках ⅔ времени поездки, то без них — меньше половины. Вместо пяти минут на посадку пассажиры стали тратить меньше минуты. 70% пассажиров обратили внимание, что пользоваться маршрутом стало гораздо удобнее, и спустя некоторое время турникеты отменили во всём московском наземном транспорте.
Наше отделение в Ярославле включилось в исправление ситуации, активно предлагая её решение в публикациях в местных СМИ и соцсетях. Среди наших вариантов решения проблемы была продажа билетов в специальных автоматах на остановках или в транспорте (но без участия кондуктора и водителя).
К счастью, в мэрии Ярославля быстро одумались и после шквала критики откатили эти нововведения. Там обещали получше подумать над системой, вот только отказываться от нее совсем не собираются, так что борьба за комфортный и привлекательный общественный транспорт в Ярославле продолжается.