Предлагаем обеспечить Южный обход Иркутска троллейбусом

8 апреля 2021 г.

Юго-восточный пригород Иркутска — рабочий посёлок Маркова — характеризуется хаотичной застройкой. Строят тут много, земля тут дешёвая, тут нет хороших магазинов, кафе, мест отдыха и досуга, здесь почти нет школ и поликлиник. Здесь расположен самый ужасный пригород Иркутска, микрорайон Берёзовый. Застройка самая разнообразная: есть и многоэтажки, и частный сектор.

Численность населения стремительно растёт, только по официальным данным за последние 10 лет число жителей увеличилось с 10 тысяч до почти 35, и будет увеличиваться ещё. Каждый день жители пригорода ездят в город работать, отдыхать, покупать. Нормального общественного транспорта там нет, только маленькие грязные маршрутки. Из-за этого каждое утро и вечер все улицы на въезде в город встают в пробки и страдают уже не только жители пригорода, но и жители самого Иркутска.

18 марта 2021 года, во время ежегодного послания, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев поручил начать проектирование Южного обхода. Сам проект рассматривали также на Градостроительном совете при губернаторе 17 февраля 2021. Проект предусматривает исключительно строительство автомобильной дороги от развязки неподалёку от города Шелехов до жилого спального района Иркутска — Юбилейного.

План прохождения трассы: изображение из презентации с официального сайта Правительства Иркутской области

Нужно понимать, что хотя чиновники и называют эту дорогу «обходом», это никакой не обход. Обходы делаются вокруг города, соединяя между собой трассы, чтобы транзитный трафик проезжал по ним, а не через город. В нашем случае дорога не соединяет две трассы, а просто создаёт еще один въезд в город со стороны существующей трассы. При этом ни в проекте, ни в заявлениях чиновников нет упоминаний развития пригородного общественного транспорта и создания для него приоритета.

Пробка на въезде в Иркутск. Скриншот: группа ДТП 38RUS

Мы убеждены, что такой подход не только не уменьшит существующие пробки, но, наоборот, ухудшит ситуацию. Постройка дороги даст кратковременный эффект: очень быстро появятся новые дома, новые жители и новые автомобили, которые полностью заполонят вновь построенную дорогу и примыкающие к ней улицы Иркутска. Будет больше ДТП, больше загазованности и шума, а скорая или пожарная не смогут вовремя приехать на вызов. Жизнь людей в том же микрорайоне Юбилейном, где будет заканчиваться дорога, существенно ухудшится.

Выделенная полоса для общественного транспорта в пригороде Тулузы. Скриншот с Гугл-карт

Чтобы не допустить этого, нужно создавать альтернативные личному автомобилю способы перемещения — например, делать выделенки для общественного транспорта. В идеале это должен быть либо трамвай, либо электричка. Но есть и более дешёвые способы организовать транзит.

Городские проекты в Иркутске предлагают создать на новой дороге сеть скоростного троллейбуса. Почему троллейбус и почему скоростной? Во-первых, троллейбус гораздо экологичнее и тише любого автобуса. Дешёвая электроэнергия — огромное преимущество Иркутской области. Во-вторых, только организация скоростного движения, то есть движения по выделенным полосам, создаст реальное преимущество общественного транспорта над личным.

Необязательно делать выделенные полосы и контактную сеть на всём протяжении. Достаточно сделать выделенные полосы на перекрёстках и подходах к ним, чтобы троллейбус не стоял в пробках, а контактную сеть — на отдельных участках для подзарядки. Современные троллейбусы могут подзаряжаться от сети и часть маршрута ехать без проводов.

Скриншот: Яндекс.Карты. Возможный вариант прохождения маршрута с остановками.

Потенциально новый маршрут может соединить автовокзал города Шелехова и микрорайон Юбилейный. Остановки скоростного троллейбуса станут локальными центрами притяжения: тут появятся кафе и магазины. Разумеется, вдоль новой дороги также должны появиться велопешеходные дорожки с безопасными и удобными пересечениями с дорогой, чтобы люди не ходили и не ездили по опасным грязным обочинам. В науке такой подход называется транзитно-ориентированным проектированием.

Мы написали письмо губернатору Иркутской области и в Дирекцию автомобильных дорог с предложением рассмотреть идею и включить в техническое задание на проектирование дороги приоритет для общественного транспорта и создание велопешеходных дорожек. Если не принять никаких мер, мы получим только больше личных автомобилей на улицах Иркутска, больше шума, загазованности, пробок и ДТП.

Развитие общественного транспорта — способ избавить наши города от пробок. Присоединяйтесь к нашей Федеральной сети, чтобы бороться за это вместе!

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 23 499 из 50 000 рублей
Мы в регионах
Текущий проект

Мы планировали турне по всей России с презентацией книги «100 советов мэру», но нашим планам помешала эпидемия. Пока турне на паузе, мы открыли сайт russia.city4people.ru. На нём можно зарегистрироваться сторонником в своём городе. Во многих городах уже открыты отделения, они поднимают вопросы удобных и безопасных городов и привлекают внимание к местным проблемам.

Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 23 499 из 50 000 рублей

Еще статьи на эту тему