С выделенками в Москве происходит сложная история. Вообще, они очень нужны и полезны: в одном троллейбусе может ехать 20-50 человек, иногда даже 100, и такой транспорт не должен иметь такие же права на дороге, как и автомобиль, везущий одного-двух человек. Это очевидно и вряд ли кем-то подвергается сомнению.
Но с выделенками всегда проблема: автомобилисты требуют их убрать. Им кажется, ну чего там, едет один автобус раз в минуту и вон пустая полоса, а я тут в пробке стою. Несправедливость.
Так происходит не только у нас, а во всем мире. Поэтому выделенки считаются сравнительно плохим способом организации общественного транспорта, намного хуже, чем трамвай с рельсами, но все же имеют право на существование и с ними намного лучше, чем без них.
На выделенки обычно начинается разнообразное давление – от самих автомобилистов до всяких глав Управ, Префектов и не профильных вице-мэров, которые сами на автобусе не ездят, а в пробке стоят. Людям, принимающим решения, преимущества выделенки понятны только в теории, а недостатки видны каждый день.
В этих обстоятельствах стойко как скала за выделенки должен стоять профильный департамент: он-то точно знает, зачем они нужны. Наш департамент транспорта так делать умеет (посмотрите на платные парковки, например), но с выделенками так не делает и иногда их убирает. Сегодня поговорим о таком случае.
Недавно в СМИ появились сообщения о том, что Дептранс собрался отменить часть выделенной полосы на Ярославке. Городским Проектам кажется, что нужно не упразднять полосу для общественного транспорта, а наоборот, сделать её действительно работающей.
По этой полосе в час пик в одном направлении проезжает около 180-190 автобусов, троллейбусов и маршруток. Исследование Городских проектов показало, что сейчас, хотя выделенка и нарисована, реальная скорость ОТ на многих ее участках составляет всего 5-7 км/ч. Сама же «выделенная» полоса выглядит вот так
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/1234.jpg)
Но вместо того, чтобы убрать этот бардак, Дептранс хочет просто убрать выделенную полосу на нескольких участках, в частности, от моста через Яузу до Северянинского путепровода.
Почему так не стоит делать?
Убрать выделенную полосу хотят по причине так называемого «бутылочного горлышка», на въезде на мост через Яузу. В этом месте шесть полос (четыре полосы основного хода и две полосы дублера) выливаются в три. Но на практике выливаются во все семь полос – как можно видеть из фотографий, выделенной полосы перед мостом фактически нет. По нескольким причинам – из-за длинных разгонных и тормозных карманов и из-за недобропорядочных автомобилистов, заезжающих на территорию общественного транспорта.
Казалось бы, предложение здравое: запустим трафик на четыре полосы вместо трех, пропускная способность увеличится на треть, всё поедет быстрее. Но дело в том, что общественного транспорта реально очень много, три единицы в минуту, и есть остановки. При подъезде к остановкам, отъезде от них, обгоне друг друга общественный транспорт полностью перегораживают правую полосу (даже стоящий на остановке троллейбус частично ее перегораживает).
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/05.jpg)
Если пустить на эту полосу плотный поток машин, то никакого равномерного движения, как на остальных полосах, не получится. Поток будет постоянно утыкаться в маневрирующий у остановок ОТ и постоянно тормозиться. И, конечно, автомобили будут пытаться это дело объехать, выезжая в левые ряды и порождая цепную реакцию торможений.
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/06.jpg)
Получается, что из-за того, что ОТ очень много, никакого запаса пропускной способности на правой полосе на самом деле нет. Сейчас выделение полосы ОТ, помимо всего прочего, служит разделению потоков с разными характеристиками движения. Общественный транспорт из-за необходимости совершать остановки едет в своём «ритме», отличающемся от ритма движения автомобилей. Подобное разделение потоков приводит к общему упорядочиванию движения.
Если выделенку отменить - разделение исчезнет, потоки начнут мешать друг другу. На участке возникнет пробка. Пропускная способность магистрали фактически не увеличится, а конец пробки сместится на полтора километра дальше в область. Автомобилистам ликвидация выделенной полосы ничего не даст, а положение пассажиров ОТ ухудшится.
Что же делать?
Самым лучшим решением в данном случае была бы работающая выделенная полоса от метро ВДНХ до моста через Яузу. Это и снизит эффект «горлышка», и увеличит скорость общественного транспорта с 5-7 км/ч до 20-25. Сейчас ОТ обладает приличным запасом провозной способности (в среднем в каждом автобусо-троллейбусе едет 40-45 человек даже в час пик), а в стандартном троллейбусе Тролза-5265 может поместиться аж 100 человек. Работающая выделенная полоса позволит существенно большему числу людей проехать по магистрали за меньшее время.
Другие проблемные места.
В сторону центра после Северянинского путепровода огромное бутылочное горлышко. Как результат – всё утро мост стоит, а на выделенную полосу нет даже намека. Мы писали про это письмо год назад, полосу обещали сделать, но не сделали.
Ликвидация выделенной полосы в узкой части горлышко (от Северянина до Яузы) будет бесполезной. Поток машин просто встанет в пробку у метро ВДНХ.
Участок от ТТК до ВДНХ. Пассажиропоток на данном участке довольно большой, несмотря на то, что параллельно идёт метро. Выделенная полоса не работает, потому что автомобили, стоящие в пробке, просто выезжают на неё, или используют её для поворота в другую сторону. Решить эту проблему можно с помощью полной изоляции выделенки от общего потока. Тогда автомобили будут въезжать сразу на дорогу, и заворачивать со второй полосы, не препятствуя движению общественного транспорта.
Единственное место, где полоса работает эффективно, - это Крестовский мост. Почему эффективный и работающий участок предлагается устранить – непонятно
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/7.png)
Участок от ТТК до ВДНХ.
В будущем на длительный ремонт закроют ст.м. Рижская и закончат расширять шоссе в области, поток автомобилей увеличится, пробки резко возрастут. Чтобы избежать транспортного коллапса, надо сделать общественный транспорт быстрым и стабильным, чему способствует сплошная работающая выделенная полоса. Если этого не сделать - людям придется стоять часами в пробках.
Написали вот в Дептранс письмо по этому поводу
Но с выделенками всегда проблема: автомобилисты требуют их убрать. Им кажется, ну чего там, едет один автобус раз в минуту и вон пустая полоса, а я тут в пробке стою. Несправедливость.
Так происходит не только у нас, а во всем мире. Поэтому выделенки считаются сравнительно плохим способом организации общественного транспорта, намного хуже, чем трамвай с рельсами, но все же имеют право на существование и с ними намного лучше, чем без них.
На выделенки обычно начинается разнообразное давление – от самих автомобилистов до всяких глав Управ, Префектов и не профильных вице-мэров, которые сами на автобусе не ездят, а в пробке стоят. Людям, принимающим решения, преимущества выделенки понятны только в теории, а недостатки видны каждый день.
В этих обстоятельствах стойко как скала за выделенки должен стоять профильный департамент: он-то точно знает, зачем они нужны. Наш департамент транспорта так делать умеет (посмотрите на платные парковки, например), но с выделенками так не делает и иногда их убирает. Сегодня поговорим о таком случае.
Недавно в СМИ появились сообщения о том, что Дептранс собрался отменить часть выделенной полосы на Ярославке. Городским Проектам кажется, что нужно не упразднять полосу для общественного транспорта, а наоборот, сделать её действительно работающей.
По этой полосе в час пик в одном направлении проезжает около 180-190 автобусов, троллейбусов и маршруток. Исследование Городских проектов показало, что сейчас, хотя выделенка и нарисована, реальная скорость ОТ на многих ее участках составляет всего 5-7 км/ч. Сама же «выделенная» полоса выглядит вот так
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/1234.jpg)
Но вместо того, чтобы убрать этот бардак, Дептранс хочет просто убрать выделенную полосу на нескольких участках, в частности, от моста через Яузу до Северянинского путепровода.
Почему так не стоит делать?
Убрать выделенную полосу хотят по причине так называемого «бутылочного горлышка», на въезде на мост через Яузу. В этом месте шесть полос (четыре полосы основного хода и две полосы дублера) выливаются в три. Но на практике выливаются во все семь полос – как можно видеть из фотографий, выделенной полосы перед мостом фактически нет. По нескольким причинам – из-за длинных разгонных и тормозных карманов и из-за недобропорядочных автомобилистов, заезжающих на территорию общественного транспорта.
Казалось бы, предложение здравое: запустим трафик на четыре полосы вместо трех, пропускная способность увеличится на треть, всё поедет быстрее. Но дело в том, что общественного транспорта реально очень много, три единицы в минуту, и есть остановки. При подъезде к остановкам, отъезде от них, обгоне друг друга общественный транспорт полностью перегораживают правую полосу (даже стоящий на остановке троллейбус частично ее перегораживает).
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/05.jpg)
Если пустить на эту полосу плотный поток машин, то никакого равномерного движения, как на остальных полосах, не получится. Поток будет постоянно утыкаться в маневрирующий у остановок ОТ и постоянно тормозиться. И, конечно, автомобили будут пытаться это дело объехать, выезжая в левые ряды и порождая цепную реакцию торможений.
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/06.jpg)
Получается, что из-за того, что ОТ очень много, никакого запаса пропускной способности на правой полосе на самом деле нет. Сейчас выделение полосы ОТ, помимо всего прочего, служит разделению потоков с разными характеристиками движения. Общественный транспорт из-за необходимости совершать остановки едет в своём «ритме», отличающемся от ритма движения автомобилей. Подобное разделение потоков приводит к общему упорядочиванию движения.
Если выделенку отменить - разделение исчезнет, потоки начнут мешать друг другу. На участке возникнет пробка. Пропускная способность магистрали фактически не увеличится, а конец пробки сместится на полтора километра дальше в область. Автомобилистам ликвидация выделенной полосы ничего не даст, а положение пассажиров ОТ ухудшится.
Что же делать?
Самым лучшим решением в данном случае была бы работающая выделенная полоса от метро ВДНХ до моста через Яузу. Это и снизит эффект «горлышка», и увеличит скорость общественного транспорта с 5-7 км/ч до 20-25. Сейчас ОТ обладает приличным запасом провозной способности (в среднем в каждом автобусо-троллейбусе едет 40-45 человек даже в час пик), а в стандартном троллейбусе Тролза-5265 может поместиться аж 100 человек. Работающая выделенная полоса позволит существенно большему числу людей проехать по магистрали за меньшее время.
Другие проблемные места.
В сторону центра после Северянинского путепровода огромное бутылочное горлышко. Как результат – всё утро мост стоит, а на выделенную полосу нет даже намека. Мы писали про это письмо год назад, полосу обещали сделать, но не сделали.
Ликвидация выделенной полосы в узкой части горлышко (от Северянина до Яузы) будет бесполезной. Поток машин просто встанет в пробку у метро ВДНХ.
Участок от ТТК до ВДНХ. Пассажиропоток на данном участке довольно большой, несмотря на то, что параллельно идёт метро. Выделенная полоса не работает, потому что автомобили, стоящие в пробке, просто выезжают на неё, или используют её для поворота в другую сторону. Решить эту проблему можно с помощью полной изоляции выделенки от общего потока. Тогда автомобили будут въезжать сразу на дорогу, и заворачивать со второй полосы, не препятствуя движению общественного транспорта.
Единственное место, где полоса работает эффективно, - это Крестовский мост. Почему эффективный и работающий участок предлагается устранить – непонятно
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/7.png)
Участок от ТТК до ВДНХ.
В будущем на длительный ремонт закроют ст.м. Рижская и закончат расширять шоссе в области, поток автомобилей увеличится, пробки резко возрастут. Чтобы избежать транспортного коллапса, надо сделать общественный транспорт быстрым и стабильным, чему способствует сплошная работающая выделенная полоса. Если этого не сделать - людям придется стоять часами в пробках.
Написали вот в Дептранс письмо по этому поводу
![](http://varlamov.me/2014/yaroslavka_polosa/506.jpg)
Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей