Каид Бенфилд, директор программ по развитию устойчивых сообществ и разумному росту в Совете по защите природных ресурсов, сделал конспект книги «Город для пешеходов», которую написал его друг Джефф Спек.
1. Поставьте машины на место
![](http://varlamov.me/img/amsterdam_parking/DSC_0004120326.jpg)
Как пишет Джефф, «анализ трафика — это полная ерунда». Он уверен, что приоритет автомобилей сильно вредит американским городам. Транспортные инженеры просто не понимают, что увеличение пропускной способности улиц не сокращает количество машин, а наоборот — ведёт к росту их числа. Этот эффект, получивший название «скрытого спроса», приводит к нежелательному развитию событий не только на фривеях, но в центральных районах, вместо того, чтобы выполнять роль общественных пространств и оживлять города, они оказываются в плену у машин. Джефф является горячим сторонником «налога на пробки», но предлагает тщательно взвесить все за и против, прежде чем полностью закрывать улицы для машин.
2. Смешивайте функции
«Города были созданы, чтобы сводить людей вместе». Исследования показывают, что в районах со смешанной застройкой — где есть, куда пойти, — люди ходят пешком более активно. Джефф отмечает, что в американских даунтаунах проблемой чаше всего является нехватка жилья.
3. Правильно распорядитесь парковкой
![](http://varlamov.me/2016/parking_msk/02.jpg)
«Избыточная парковка побуждает людей садиться за руль в ситуациях, когда они могли бы обойтись без машины», — считает Джефф. Как и другие прогрессивные специалисты, он утверждает, что в американских городах наблюдается излишек парковочных мест, что обусловлено законами, устанавливающими минимальные требования к парковке для застройщиков. Побочный эффект такого подхода — отсутствие интереса к использованию старых зданий, вокруг которых невозможно организовать парковочные места в нужном объёме. Джефф рекомендует объединять парковки для разных зданий и повышать цену на пользование парковой (особенно это касается парковочных мест вдоль улиц).
4. Заставьте общественный транспорт работать
![](http://www.varlamov.me/2016/barcelona2/35.jpg)
«В то время как пешеходные пространства выигрывают от хорошего общественного транспорта, хороший общественный транспорт полностью зависим от пешеходной доступности», — говорит Джефф и приводит в качестве примера Даллас. Система легкорельсового транспорта этом городе не имела успеха по множеству причин: недостаточная плотность населения, переизбыток парковочных мест, маршруты, проложенные в стороне от самых популярных направлений, нерегулярный сервис, отсутствие смешанной застройки и пешеходной доступности в местах расположения остановок. Джефф рекомендует сконцентрироваться на транспортных коридорах, где интервалы движения можно сократить до десяти минут, и заниматься развитием общественного транспорта одновременно с улучшением самого города. Он также цитирует транспортного проектировщика Даррина Нордаля, который говорил, что общественный транспорт это «мобильное общественное пространство», поэтому требует уважения и должен быть приятным в использовании. Да будет так!
5. Защищайте пешехода
![](http://varlamov.me/2015/uspokoenie/DSC_1424.jpg)
«Самые безопасные улицы не выглядят безопасно». В этом пункте речь снова пойдёт о машинах. Джефф говорит, что «улучшения» дорог, которые облегчают вождение автомобиля (например, расширение полос или одностороннее движение) располагают к тому, чтобы ездить быстрее. Соответственно, надо делать полосы поуже, а движение — двухсторонним. Как и другие современные урбанисты, он призывает снимать дорожные знаки и устранять границы между пешеходной и автомобильной зонами. Идея в том, что на такой улицы автомобилисты чувствуют риск кого-нибудь задавить или куда-нибудь въехать, поэтому едут осторожно или выбирают другой маршрут. Джефф также является сторонником параллельной парковки на оживлённых улицах, так как она служит границей между пешеходами и движущимся транспортом.
6. Приветствуйте велосипеды
![](http://varlamov.me/2015/daniyaput1/14.jpg)
«В Амстердаме с населением 783 000, около 400 000 человек ежедневно садится на велосипеды». Казалось бы, при чем здесь пешеходы? Но дело в том, что велосипеды помогают успокоить автомобильный трафик. Несмотря на возражения автомобилистов, данные исследований и мой личный опыт показывают, что если велосипеды и осложняют движением машин, то лишь незначительно.
7. Организуйте пространство
![](http://varlamov.me/2017/osloput1/48.jpg)
«Правильный дизайн приведет людей на улицу, независимо от погоды», — считает Джефф. Читая эту книгу, я постоянно думал, когда же мой друг-дизайнер наконец-то заговорит о дизайне. И вот свершилось. В этой главе говорится о том, что для того, чтобы комфортно ходить пешком, нам нужно чувствовать границы пространства. В роли плохих парней здесь снова выступают машины, которые занимают огромные площади под парковку. Впрочем, Джефф также критикует глухие стены и современную знаковую архитектуру, для восприятия которой требуется большое количество пустоты вокруг. Он также уверен в том, что для создания уровня плотности населения, который будет способствовать активному пешеходному трафику, не обязательно повсеместно строить высотки.
8. Сажайте деревья
![](http://www.varlamov.me/2015/paris5/1440072259_30d71a64ab_o.jpg)
«Я бы предпочел не выбирать фаворитов, но готов отдать свой голос за скромное американское дерево». Хотя есть данные, что на улицах с деревьями ДТП происходят реже, многие транспортные чиновники стремятся избавиться от зеленых насаждений, полагая, что они ухудшают видимость. Джефф с этим спорит и утверждает, что помимо повышения безопасности для машин, деревья имеют еще массу преимуществ, например, защищают от солнца, сокращая потребность в кондиционировании, а также впитывают дождевую воду.
9. Сделайте фасады интересными
![](http://varlamov.me/2015/paris_detail/21.jpg)
«Пешеходам необходимы безопасность и комфорт, но в то же время им требуется какое-то развлечение». Это пункт имеет самое непосредственное отношение к дизайну. Он напомнил мне теорию, согласно которой длина вашей прогулки будет зависеть от того, что вы видите по дороге. Хорошо, когда первые этажи занимают окна офисов и витрины магазинов (в этом смысле от банков и аптек с глухими окнами толку мало), дома имеют интересные архитектурные элементы и так далее. При этом Джефф не слишком жалует парки вдоль улиц, хотя ценит их за способность впитывать воду.
10. Расставьте приоритеты
Джефф предлагает поразмышлять над вопросом: «Где ваши деньги произведут максимальный эффект?» Правда в том, что в реальном мире нельзя сделать все и сразу, поэтому лучше начать с пешеходизации даунтауна или создания коридоров, соединяющих уже имеющиеся пешеходные зоны.
Книгу «Город для пешеходов» можно прочитать целиком в русском переводе, который вышел в издательстве «Искусство XXI век».
Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич
1. Поставьте машины на место
![](http://varlamov.me/img/amsterdam_parking/DSC_0004120326.jpg)
Как пишет Джефф, «анализ трафика — это полная ерунда». Он уверен, что приоритет автомобилей сильно вредит американским городам. Транспортные инженеры просто не понимают, что увеличение пропускной способности улиц не сокращает количество машин, а наоборот — ведёт к росту их числа. Этот эффект, получивший название «скрытого спроса», приводит к нежелательному развитию событий не только на фривеях, но в центральных районах, вместо того, чтобы выполнять роль общественных пространств и оживлять города, они оказываются в плену у машин. Джефф является горячим сторонником «налога на пробки», но предлагает тщательно взвесить все за и против, прежде чем полностью закрывать улицы для машин.
2. Смешивайте функции
«Города были созданы, чтобы сводить людей вместе». Исследования показывают, что в районах со смешанной застройкой — где есть, куда пойти, — люди ходят пешком более активно. Джефф отмечает, что в американских даунтаунах проблемой чаше всего является нехватка жилья.
3. Правильно распорядитесь парковкой
![](http://varlamov.me/2016/parking_msk/02.jpg)
«Избыточная парковка побуждает людей садиться за руль в ситуациях, когда они могли бы обойтись без машины», — считает Джефф. Как и другие прогрессивные специалисты, он утверждает, что в американских городах наблюдается излишек парковочных мест, что обусловлено законами, устанавливающими минимальные требования к парковке для застройщиков. Побочный эффект такого подхода — отсутствие интереса к использованию старых зданий, вокруг которых невозможно организовать парковочные места в нужном объёме. Джефф рекомендует объединять парковки для разных зданий и повышать цену на пользование парковой (особенно это касается парковочных мест вдоль улиц).
4. Заставьте общественный транспорт работать
![](http://www.varlamov.me/2016/barcelona2/35.jpg)
«В то время как пешеходные пространства выигрывают от хорошего общественного транспорта, хороший общественный транспорт полностью зависим от пешеходной доступности», — говорит Джефф и приводит в качестве примера Даллас. Система легкорельсового транспорта этом городе не имела успеха по множеству причин: недостаточная плотность населения, переизбыток парковочных мест, маршруты, проложенные в стороне от самых популярных направлений, нерегулярный сервис, отсутствие смешанной застройки и пешеходной доступности в местах расположения остановок. Джефф рекомендует сконцентрироваться на транспортных коридорах, где интервалы движения можно сократить до десяти минут, и заниматься развитием общественного транспорта одновременно с улучшением самого города. Он также цитирует транспортного проектировщика Даррина Нордаля, который говорил, что общественный транспорт это «мобильное общественное пространство», поэтому требует уважения и должен быть приятным в использовании. Да будет так!
5. Защищайте пешехода
![](http://varlamov.me/2015/uspokoenie/DSC_1424.jpg)
«Самые безопасные улицы не выглядят безопасно». В этом пункте речь снова пойдёт о машинах. Джефф говорит, что «улучшения» дорог, которые облегчают вождение автомобиля (например, расширение полос или одностороннее движение) располагают к тому, чтобы ездить быстрее. Соответственно, надо делать полосы поуже, а движение — двухсторонним. Как и другие современные урбанисты, он призывает снимать дорожные знаки и устранять границы между пешеходной и автомобильной зонами. Идея в том, что на такой улицы автомобилисты чувствуют риск кого-нибудь задавить или куда-нибудь въехать, поэтому едут осторожно или выбирают другой маршрут. Джефф также является сторонником параллельной парковки на оживлённых улицах, так как она служит границей между пешеходами и движущимся транспортом.
6. Приветствуйте велосипеды
![](http://varlamov.me/2015/daniyaput1/14.jpg)
«В Амстердаме с населением 783 000, около 400 000 человек ежедневно садится на велосипеды». Казалось бы, при чем здесь пешеходы? Но дело в том, что велосипеды помогают успокоить автомобильный трафик. Несмотря на возражения автомобилистов, данные исследований и мой личный опыт показывают, что если велосипеды и осложняют движением машин, то лишь незначительно.
7. Организуйте пространство
![](http://varlamov.me/2017/osloput1/48.jpg)
«Правильный дизайн приведет людей на улицу, независимо от погоды», — считает Джефф. Читая эту книгу, я постоянно думал, когда же мой друг-дизайнер наконец-то заговорит о дизайне. И вот свершилось. В этой главе говорится о том, что для того, чтобы комфортно ходить пешком, нам нужно чувствовать границы пространства. В роли плохих парней здесь снова выступают машины, которые занимают огромные площади под парковку. Впрочем, Джефф также критикует глухие стены и современную знаковую архитектуру, для восприятия которой требуется большое количество пустоты вокруг. Он также уверен в том, что для создания уровня плотности населения, который будет способствовать активному пешеходному трафику, не обязательно повсеместно строить высотки.
8. Сажайте деревья
![](http://www.varlamov.me/2015/paris5/1440072259_30d71a64ab_o.jpg)
«Я бы предпочел не выбирать фаворитов, но готов отдать свой голос за скромное американское дерево». Хотя есть данные, что на улицах с деревьями ДТП происходят реже, многие транспортные чиновники стремятся избавиться от зеленых насаждений, полагая, что они ухудшают видимость. Джефф с этим спорит и утверждает, что помимо повышения безопасности для машин, деревья имеют еще массу преимуществ, например, защищают от солнца, сокращая потребность в кондиционировании, а также впитывают дождевую воду.
9. Сделайте фасады интересными
![](http://varlamov.me/2015/paris_detail/21.jpg)
«Пешеходам необходимы безопасность и комфорт, но в то же время им требуется какое-то развлечение». Это пункт имеет самое непосредственное отношение к дизайну. Он напомнил мне теорию, согласно которой длина вашей прогулки будет зависеть от того, что вы видите по дороге. Хорошо, когда первые этажи занимают окна офисов и витрины магазинов (в этом смысле от банков и аптек с глухими окнами толку мало), дома имеют интересные архитектурные элементы и так далее. При этом Джефф не слишком жалует парки вдоль улиц, хотя ценит их за способность впитывать воду.
10. Расставьте приоритеты
Джефф предлагает поразмышлять над вопросом: «Где ваши деньги произведут максимальный эффект?» Правда в том, что в реальном мире нельзя сделать все и сразу, поэтому лучше начать с пешеходизации даунтауна или создания коридоров, соединяющих уже имеющиеся пешеходные зоны.
Книгу «Город для пешеходов» можно прочитать целиком в русском переводе, который вышел в издательстве «Искусство XXI век».
Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич
Сбор регулярных пожертвований в Иркутск
Собрано 3 850 из 60 000 рублей