Администрация Иркутска утвердила проект планировки территории бывшего Авиационного военного училища в Иркутске: там собираются снести историческое здание и построить скоростное шоссе посреди жилого района. Городские проекты в Иркутске разобрались в недостатках проекта и предложили альтернативу.
ИВВАИУ — Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище — ликвидировали в 2009 году. Территория использовалась военными ещё с дореволюционных времён. Здесь много исторических зданий, в том числе здания бывшего Иркутского военного училища. После ликвидации земля долгое время находилась на балансе министерства обороны, и город не мог ей распоряжаться и обслуживать. Наконец, территорию со множеством пустырей и «заброшек» передали городу. Учитывая близость к центру города, застройка этой земли была вопросом времени.
Скриншот из презентационных материалов администрации. Источник: ИркутскМедиа
Недавно администрация Иркутска утвердила проект планировки этой территории. Исторические здание Военного училища снесут, на его месте возведут школу. А сам район разрежет пополам магистральная улица с подземными переходами.
Мы считаем, что здания Иркутского училища сносить нельзя. Это здания, которые воплощают историю этого места. Строительство школы, конечно, цель благородная. Но сносить ради этого красивые исторические здания, пусть и выведенные из реестра памятников — настоящее неуважение к истории города Иркутска. Мы прекрасно понимаем, какова цена этим решениям о выводе из реестра памятников.
Реконструированное под новые функции здание бывшей мануфактуры. Лодзь, Польша. Фото Аркадия Гершмана
Здание необходимо сохранить, придав ему новые необходимые функции, например расположить в нём магазины, офисы, гостиницы, спортивные залы или развлекательные центры.
Скриншот из презентационных материалов администрации. Источник: ИркутскМедиа
Широченная магистраль через центр района — это привет из советских учебников 60-х годов. Так в современном мире не делают.
Скриншот из презентационных материалов администрации. Источник: ИркутскМедиа
На поперечнике, который представила администрация, целых 10 полос для движения! Центральные полосы по 3,5 метра, как на автострадах! Более того: трамвайная линия, строительство которой в этом месте заложено в Генплане, тут попросту отсутствует.
Внутригородская магистраль с надземным переходом в Казани
Действительно ли нужно под окнами жилых домов шоссе, есть ли другой путь?
Даже устаревшие российские нормативы позволяют создать более-менее современную улицу, которая не будет убивать людей из-за высоких скоростей, неправильно спроектированных переходов, шума, пыли и выхлопных газов.
Во-первых, необходимо создание коридора для движения трамвая по центру улицы. Даже если линия не будет открыта сразу же, по этому коридору можно пустить автобусы. После этого выделенные полосы по краям можно убрать: это позволит сделать парковочные карманы, частые въезды во дворы и исключить потенциальные дорожные конфликты.
Во-вторых, в создании дублёров нет никакого практического смысла. Их делают вдоль дорог с высоким транзитным трафиком (например, когда междугородняя трасса частично проходит по городским улицам). Здесь совсем не такой случай. Лучше отдать это пространство под что-то более эффективное и комфортное: например, велодорожки и тротуар. На предложенном сейчас тротуаре шириной 3 метра не появятся столики уличных кафе, это слишком узко.
В-третьих, нужно добавить карманы для парковки. В предложенном варианте парковаться, судя по всему, будут на велодорожке или на выделенных полосах, потому что специальных мест нет, а велодорожка и выделенные полосы никак не обособлены.
Пример того, как можно пустить трамвай по центру улицы
В-четвёртых, вместо пары перекрёстков и подземных переходов на улице должно быть несколько регулируемых перекрёстков с пешеходными переходами на них. Это успокоит движение, сделает улицу безопаснее, позволит людям перемещаться внутри района, не испытывая неудобств.
В итоге мы получим совсем другую улицу — такую, где будет развиваться бизнес, где будет приятно гулять, на которой будет эффективно работать общественный транспорт, на ней будет гораздо тише, комфортнее и безопаснее.
Наша иркутская команда отправила предложения и замечания в Комитет градостроительной политики с просьбой учесть их и доработать проект.