Перекрёсток улиц Желябова и Пролетарской в центре Иркутска раньше представлял из себя большое запаркованное поле, здесь невозможно было пройти, не протискиваясь между автомобилями. Наше отделение в Иркутске добилось уменьшения радиуса перекрёстка, организации на нём перехода и создания небольшого общественного пространства вокруг.
Вид на перекрёсток в 2017 году. Скриншот с Яндекс.Карт
Недалеко от перекрёстка находятся цирк и площадь перед ним, популярная остановка общественного транспорта. Здесь был только один переход, по остальным направлениям люди перебегали. А радиус закругления бордюра на перекрестке был почти 17 метров (этого хватает для поворота фур на загородных трассах, в центре города такой радиус — дикость). Из-за такого большого радиуса образовывалось много неиспользуемого пространства, которое, разумеется, было полностью запарковано, иногда даже в несколько рядов. Причём прямо перед этим запаркованным радиусом располагается Комитет городского обустройства (КГО) Администрации города, который занимается и благоустройством, и дорогами. Но у этого места есть и плюсы: на улице Пролетарской растут два ряда больших деревьев, которые дают тень и уменьшают шум от трафика.
Перекрёсток до ремонта. Скриншот: Яндекс.Карты
В 2019 году разрабатывался проект ремонта улицы Желябова по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Сторонники Горпроектов предложили переложить бортовой камень так, чтобы уменьшить радиус поворота автомобилей и организовать пешеходные переходы со всех сторон перекрёстка. Эти предложения частично были приняты и включены в проект.
Летом 2020 года выяснилось, что администрация города решила сделать себе карман, вырубив один ряд деревьев, чтобы компенсировать уменьшение радиуса перекрёстка. Об этих планах узнали жители дома и попросили представителей «Городских проектов» прийти на их встречи с главой комитета, чтобы обсудить судьбу деревьев и парковки.
В ходе переговоров представители КГО предложили вариант, когда они оставляют деревья, но полностью превращают площадь у входа в парковку аж на 6 мест. К счастью, в итоге нам удалось отстоять и уменьшение радиуса, и деревья: мы убедили их, что дополнительные 6 мест не принесут никакой существенной пользы, а выгода от общественного пространства и перехода будет куда выше, особенно если мы говорим о входе в отвечающий за комфортную среду комитет администрации.
В конце 2020 года администрация завершила ремонт улицы Желябова. Был уменьшен радиус и сделан пешеходный переход, как мы и предлагали. Сейчас обсуждаются планы разбить сквер на месте этой получившейся небольшой площади.
Перекрёсток в октябре 2020-го
К сожалению, получилось сделать не всё: побоялись делать выступ тротуара для организации парковки в кармане на Пролетарской улице. Из-за этого бывает, что некоторые водители паркуются прямо на переходе. На улице Фурье, где сделали такие выступы, проблема с парковкой на переходе исчезла. Ещё на перекрёстке улиц Желябова и Пролетарской побоялись сделать переход на другую сторону улицы: почему-то решили, что нельзя разбивать длинный автобусный карман посередине пешеходным переходом. Из-за этого люди продолжают здесь перебегать, а могли бы безопасно переходить.
Перекрёсток в феврале 2021-го
Благодаря неравнодушным жителям и нашим сторонникам, перекрёсток улиц Желябова и Пролетарской в Иркутске стал значительно комфортнее и безопаснее, пусть и не без недостатков.
Наши отделения в регионах продвигают идеи удобного города в том числе через программу БКАД, а если вы им хотите помочь — вступайте в сторонники на сайте Федеральной сети.